Фомина Светлана Александровна,
г. Искитим

Возраст: дошкольники, младшие школьники
Дисциплина: Занимательная зоология
Темы: Обитатели морей
Данный приём направлен на формирование у обучающихся осознанного положительного отношения к окружающему миру.
Пример: изучая донных обитателей, например, камбалу, можно поразиться её способности маскироваться в окружающей среде. На разном грунте она становится разного цвета.

592

Помимо этого, она ещё «накидывает» на себя грунт.
Далее идёт описание эксперимента: когда камбалу в аквариуме камбалу поставили на шахматную доску, она изменила окраску под цвет шахматной доски.
590
Таким образом, камбала может изменять цвет не только под природные объекты, но и под объекты, созданные человеком.

 
Фомина Светлана Александровна,
г. Искитим

Возраст: дошкольники, младшие школьники
Дисциплина: Занимательная зоология
Темы: Обитатели морей

Данный приём направлен на формирование ценностного отношения к окружающей среде.

При изучении донной рыбы, камбалы, говорится о том, что она хорошо приспосабливается к окружающей среде и может соответственно менять свой цвет в тон окружающей среды. Далее обучающимся предлагается рассказ с описанием эксперимента с камбалой. Выловленную камбалу, освещали лампами различного цвета. Под зелёным светом, она становилась – зеленоватой, под красным светом – красной и т.д. Поставленная на шахматную доску, спустя примерно 2 часа, камбала стала клетчатой. Затем для эксперимента была взята другая камбала, с более тёмной спиной, её освещали различным светом, но она оставалась чёрной. Её ставили на шахматную доску, но цвет её был неизменен.

После описания эксперимента, педагог задаёт вопрос, почему экспериментатор подумал, что вторая камбала не меняла свой цвет? Можно подсказать наводящим вопросом: может быть она чем-то больна?

Путём логических умозаключений, камбале должен быть поставлен диагноз обучающимися – слепота.

Фомина Светлана Александровна,
г. Искитим

Возраст: дошкольники, младшие школьники
Дисциплина: Занимательная зоология
Темы: Животные арктических пустынь

Данный приём направлен на формирование у обучающихся познавательного интереса к окружающей среде, развитие логического мышления.

Пример: изучая на занятии животных арктических пустынь, педагог обращает особое внимание на Белого медведя, задавая обучающимся эвристический вопрос: «Какого цвета кожа белого медведя?». Обычно обучающиеся уверенно отвечают, что она белая.
После ответа ребят, педагог показывает видеоролик про белого медведя, в котором раскрывается, что кожа медведя чёрного цвета (в ролике показан мокрый медведь, его ступни и чёрный нос).
593
Далее, ребятам предлагается высказать свои предположения – почему у белого медведя чёрная кожа?

В случае, если обучающиеся не могут прийти к правильному ответу, педагог даёт подсказку: «Вспомните, как вы себя чувствуете летом на солнце в одежде белого и чёрного цветов»? Ребята вспоминают, что в чёрной одежде им намного жарче, чем в светлой. И проводится аналогия с медведем, кожа помогает медведю согреться при необходимости, потому что волосяной покров медведя не имеет пигмента и позволяет проникнуть солнечным лучам через шерсть и согреть медведя.
Фомина Светлана Александровна,
г. Искитим

Возраст: дошкольники, младшие школьники
Дисциплина: Занимательная зоология
Темы: Особенности жизни рыб

Данный приём направлен на формирование у обучающихся познавательного интереса к окружающей среде, развитие логического мышления.

Пример: изучив строение и особенности рыб, связанные с водным образом жизни, педагог предлагает подумать над вопросом, а верна ли пословица: «Нем как рыба»?
Обучающиеся, как правило, сразу соглашаются с этим выражением и отвечают, что рыбы не умеют издавать звуков, потому что живут под водой.
Тогда педагог предлагает ребятам познакомиться с «поющим сомом» (платидорас полосатый). Педагог достаёт платидораса из аквариума, он начинает издавать скрипучие звуки.

Обычно обучающиеся очень удивлены «песней» платидораса. Им задаётся вопрос: «Чем поёт сом?». Ответы бывают разнообразные. Но, правильный ответ озвучивает педагог.
Стрекочущие звуки производятся вследствие трения грудных плавников о бороздки в плечевых суставах, а звуки похожие на треск производятся за счет эластичного пружинного механизма, запускающего вибрацию плавательного пузыря.
Не только платидор обладает способностью «говорить». Многие рыбы издают различные звуки. Они могут быть похожи на удары трели барабанов, глухие однотонные стоны, уханье, щебет птиц, вой, кудахтанье и высокоголосные трели. Такие звуковые сигналы, мы не можем уловить, потому что через толщу воды в воздух, они практически не проходят. Для того чтобы, услышать звуки издаваемые рыбами, в наше время существуют специализированные, подводные микрофоны.
Приводится ещё один пример, существуют у рыб и сигналы надвигающейся опасности. Завидев врага и унося от него «ноги», морские петухи производят целый каскад звуков, похожих на кудахтанье.